Дополнительная образовательная программа «Золотые руки» Направленность программы - художественно – эстетическая. Новизна, актуальность: занятия декоративно – прикладным искусством увлекательно и особенно полезно детям. Постановка руки , с которой начинается любая роспись, улучшает почерк и моторику. Расположение рисунка на заготовке развивает глазомер и чувство пропорции , а подбор картинки- художественный вкус. Нагрузка в виде символических знаков элементов росписи, вплетенных в картинку превращает симпатичный сувенирчик в подарок со смыслом. Реализация программы даст почувствовать учащимся вкус к эксклюзивным вещам, сделанным в единственном экземпляре, что особенно актуально в век массового производства. Цель программы – создание оптимальных условий для развития творческой личности учащихся средствами декоративно - прикладного творчества. Задачи 1года обучения: - обучение основным приемам и навыкам работы с инструментами и материалами, используемыми в декоративно -прикладном творчестве.
- развитие творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, фантазии, творческой смекалки, самостоятельности.
- формирование конструктивных умений и навыков, целостного восприятия творчества, элементов художественного мышления.
- воспитание культуры труда учащихся, аккуратности, доброты и дружбы.
Данная программа состоит из 2 блоков: вышивка лентами, роспись по дереву. Это позволит способствовать развитию интереса к этим видам творчества; созданию условий для развития трудовых навыков и творческих способностей, художественного вкуса; помощи в профессиональной ориентации школьников. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144ч за год) Возраст детей участвующих в реализации данной программы: 10-15 лет Срок реализации программы: объединение занимается 1 год Формы занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная. Формы подведения итогов: организация и участие в выставках Учебно - тематический план №п\п | Тема занятия | Кол- во часов | | | практ | теория | всего | 1 | Введение | 1,5 | 4,5 | 6 | 2 | Хохломская роспись | 4 | 9 | 13 | 3 | Северодвинская роспись | 4 | 9 | 13 | 4 | Русский лубок | 4 | 9 | 13 | 5 | Роспись полховского майдана | 4 | 9 | 13 | 6 | Роспись в произвольном стиле | 4 | 10 | 14 | 7 | Вышивка лентами. Введение. | 1 | 3 | 4 | 8 | Основные ленточные швы и стежки | 2 | 8 | 10 | 9 | Вышивка и изготовление цветов из лент. | 6 | 42 | 48 | 10 | Изготовление индивидуальных изделий. | 1,5 | 8,5 | 10 | | Итого | 32 | 112 | 144 |
Содержание программы: 1.Роспись по дереву История появления росписи. Знакомство с инструментами и техникой выполнения росписи. Правилами ТБ при работе с красками и кистью Знакомство с простейшими, но очень важными элементами кистевого письма художественными мазками, которые оттачиваются в хохломской росписи. Композицию и рисунок кистью изучите в главе «Северодвинская роспись». Затем осваиваются лубочные картинки с их многообразием линий и штришков, сделанных пером или кончиком кисточки. Свободному ведению крупных кистевых мазков и точной обводке научит роспись Полх Майдана. Видеть элементы для росписи в окружающем мире и вписать их в форму заготовки поможет глава «Роспись в произвольном стиле». 2. Вышивка лентами: история вышивки лентами. Знакомство с инструментами и материалами, с правилами ТБ при работе с иголками и ножницами, пяльцами. Основы вышивки: подбор ткани, ниток, лент, запяливание ткани в пяльцы. Перенос схемы. Различные виды швов и стежков (швы: вперед иголка, стебельчатый, тамбурный, елочка, петелька с прикрепом, петельки по кругу; стежки: ленточный, ленточный с перекрутом, жгут, французский узелок, пестик, петелька).вышивка цветов. Составление композиций из цветов. Уход за готовым изделием. Ожидаемые результаты 1 года обучения
Воспитанники должны знать: - основные сведения по истории вышивки, росписи; - правила ТБ при обращении с инструментами для вышивки, росписи. - условные обозначения и основные термины, применяемые в описании изделия. Воспитанники должны уметь: -выполнять правила ТБ, организовывать свое рабочее место, обращаться с инструментами. - выполнять основные приемы вышивки лентами ( швы: вперед иголка, стебельчатый, тамбурный, елочка, петелька с прикрепом, петельки по кругу; стежки: ленточный, ленточный с перекрутом, жгут, французский узелок, пестик, петелька), приемы росписи по дереву. 2 год обучения Объединение занимается 2 раза в неделю по 3 часа, всего 216 часов. Группа формируется из12 человек. Задачи 2 года обучения: - обучение основным приемам и навыкам работы с берестой, спицами, бисером, соленым тестом.
- развитие творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, фантазии, творческой смекалки, самостоятельности.
- формирование конструктивных умений и навыков, целостного восприятия творчества, элементов художественного мышления.
- воспитание культуры труда учащихся, аккуратности, доброты и дружбы.
На кружковых занятиях учащиеся получают основные приемы заготовки бересты, использования ее для прикладного творчества, получают знание по определению направления волокон бересты и правил раскроя. Учится изготовлять простые поделки. Учатся вязать на спицах: правильно держать спицы, набирать петли, вывязывать петли,определять вид пряжи и вязать простые полотна (шарфик). Совершенствуют мастерство в изготовлении поделок из бисера, осваивают «объемное», «коралловое», «параллельное»плетение. Совершенствуются в изготовлении поделок из слоеного теста, применяя обжиг поделок и оформляя раскрашенные изделия в рамочку. При изготовлении поделок из открыток, совершенствуют мастерство в обшивании края и усложняя форму поделки.
№ | Наименование темы | Количество часов | Всего | Теория | Практика | 1 | Вводное занятие | 3 | 3 | | 2. | Изготовление поделок из бисера | 87 | 12 | 75 | 3 | Изготовление поделок из слоеного теста | 30 | 8 | 22 | 4 | Изготовление поделок из бересты | 30 | 8 | 22 | 5 | Изготовление поделок из открыток | 15 | 2 | 13 | 6 | Вязание на спицах | 30 | 8 | 22 | 7 | Массовые мероприятия | 18 | - | 18 | 8 | Итоговое занятие | 3 | 3 | - | | | Итого | 216 | 44 | 172 |
Содержание программы Вводное занятие Содержание программы на новый учебный год, цель и задачи объединения. Повторение правил внутреннего распорядка, правил поведения и безопасности труда. Инструменты и материалы, необходимые для работы, выбор старосты группы, сбор сведений учащихся. Изготовление поделок из бисера Низание на леску, «коралловое плетение», цветы, украшения. Подготовка рабочего места, инструменты, характеристика и подбор используемого материала. Описание этапов работы, требования к готовому изделию. Изготовление поделок из слоеного теста Повторение: рецепта теста, инструменты , материалы. Изготовление плоско высушенных фигурок животных (мышки, закчикй, котята), фруктов, овощей. Обжиг в духовке, раскрашивание поделки и оформление ее в рамочку собственного изготовления (плетенок, самоклейка) Изготовления поделок из бересты Технология заготовки сырья, сушка, хранение. Инструменты и материалы, Изготовление бус, ободков, цветов. Изготовление поделок из открыток Повторение техники петельного шва. Инструменты и материалы. Изготовление тапочки- игольницы (тапочки-вазы); раскрой открыток, картона, подбор ниток, обшивание деталей и сшивание между собой. Оформление готового изделия подушечкой для иголок или цветами, Вязание на спицах Техники безопасности, инструменты и материалы: спицы различных номеров, пряжа ч/м, п/ш., х/б. техника набора и вязания петель, виды вязания (платочное, кулочное, резинка, ажурное). Изготовление шарфика для куклы. Массовые мероприятия Кружковцы участвуют во всех массовых мероприятиях, проводимых в Доме творчества и объединении. Итоговое занятие Подведение итогов и анализ работы объединения за год, анкетирование, награждение лучших кружковцев, результаты участия в выставках, планирование и сбор заявлений учащихся на следующий учебный год. Знания и умения учащихся в конце 2 года обучения Воспитанники должны знать: - основные сведения по истории работы с берестой, вязанию спицами, работе с солёным тестом, бисера; - правила ТБ при обращении с инструментами работы. - условные обозначения и основные термины, применяемые в описании изделия. Воспитанники должны уметь: -выполнять правила ТБ, организовывать свое рабочее место, обращаться с инструментами; - выполнять основные приемы изготовления поделок из бисера, соленого теста, открыток; - уметь низать бисер на леску, получая объемные фигурки, уметь изготовлять объемные цветы, уметь изготовлять украшения «коралловым» плетением. Из слоеного теста – - Уметь изготовлять плоско высушенные фигурки и обжигать их (печь в духовке), затем раскрашивать их. Из открыток - изготовлять простые фигурные поделки - туфельку и оформить готовую поделку. Работа с родителям: - открытое занятие для родителей
- посещение родителями выставок детей;
- круглый стол по теме « Дети – наше будущее»
Список литературы: - А.Н. Красавцева «Роспись по дереву», - М.:Издательский Дом МСП, 2007г
- С.Гутина «Вышивка атласными лентами», -М.: GELEOS, 2010
- Д. Чиотти « Украшения из шелковых лент», - М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2010.
|