Пятница, 17.05.2024, 20:56

Сайт Юшковой Екатерины Ивановны

Педагога дополнительного образования
МКУ ДО Оричевского районного Дома детского творчества
Кировской области


Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [6]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск
     Каталог файлов
    Главная » Файлы » Мои файлы

    Формирование творческой активности учащихся в процессе декоративно – прикладного творчества
    23.08.2012, 12:07

    Декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества, созданного на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то посуда или одежда, украшение или игрушка, занимает определенное место не только в организованной человеком среде деятельности, но и, прежде всего – в его духовном мире. Это искусство создает среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Но самое главное, это искусство организует общение людей, строит их отношения.

    Одним из самых древнейших и распространённых видов русского декоративного творчества является вышивание. Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства. Ещё несколько десятилетий назад секреты ручной художественной вышивки передавались в семье от матери к дочери. Сейчас эта связь утрачена, поэтому одной из задач программы объединения «Золотые руки» является воспитание интереса к вышивке.

    Своим воспитанникам мы часто напоминаем мудрые слова М.Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества».

    Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Для этого необходимо развивать творческую активность.

    Растить творческого человека надо начинать с детства. Занимаясь вышивкой в объединении «Золотые руки», воспитанники приобщаются  к родной культуре. Знакомятся с историей вышивки, её видами. Вышивка помогаем воспитанникам войти в мир прекрасного, учит  видеть и чувствовать неповторимые сочетания цветов, пробуждает потребность любить и радоваться жизни.

    На своих занятиях пытаемся научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, рассматривая образцы вышивки в журналах, книгах, иллюстрациях ведь, вглядываясь, присмат­риваясь и размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить.

    Творческая активность детей в процессе занятий  декоративно-прикладным искусством  развивается в разных направлениях: воспитанники  создают эскизы вышивки, продумывают элементы узоров, соответствующим образом располагают их, создают предметы  декоративного характера, учатся находить  способы изображения и оформления предмета, переносить задуманный  декоративный узор на изделие. Например, если взять тему «Цветы», можно сравнить живое растение с его художественно-творческим представлением.

    На занятиях кружка у детей пробуждается вера в свои творческие способности, свою неповторимость, вера в то, что они пришли  в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Организация занятий разными способами такими как, использование наглядного материала, художественного слова и музыки, помогает детям попасть в необычный мир искусства, приобщиться к художественной культуре,  а так же делает занятия живыми и интересными. 

    Развивая  творческую активность  на занятиях мы используем методы и приёмы развития мотивации. Ведущими мотивами в становлении направленности к творческой деятельности является поисково – творческий интерес к деятельности. Для формирования его применяю методы: беседы, рассказа по истории создания вышивки или эскизов, объяснение и упражнение в показе вышивки, эскизов. При этом занятия проводятся в форме путешествий, сказок, творческих мастерских, экскурсий.

     

      На первых занятиях выявляется начальный уровень знаний и умений воспитанников, проведением упражнением на креативность, на владение рабочими инструментами (ножницами, иглой, пяльцами, лентами, нитками мулине),  что  у воспитанников вызывает затруднение в вышивке, какие могут возникнуть проблемы, потребности, а затем на каждом занятии целенаправленно  работать по их устранению и совершенствованию.

    Внесение мотива показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

    «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…».

    При этом в работе используем все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдаем несколько правил:  виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направленными на реализацию личных интересов, например вышивка приуроченные к праздникам «8 Марта», «Рождество и Новый год», «Дню Святого Валентина»; деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, способствовать улучшению статуса отдельных воспитанников.

    Развитие творческой активности воспитанников не возможно без развития вкуса. Для этого необходимо предоставить учащимся возможность чаще видеть образцы декоративно-прикладного творчества. На столе педагога постоянно лежат журналы по рукоделию, книги по вышивке, выставка изделий, изготовленных вручную. Сначала воспитанники не проявляют к ним интереса, но в какой-то момент обращают внимание на оригинальный орнамент, яркое пятно. Сразу возникают вопросы, как можно сделать подобное изделие, что для этого необходимо.

     

    Стимулирование может быть:

     эмоциональным – это создание ситуации успеха, поощрение, свободный выбор вышивки. Это  помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

    «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

    «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

    Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

    «У вас обязательно получится...»

    «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

    Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

    «Возможно, лучше всего начать с…»

    «Выполняя работу, не забудьте о…»

    Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.

    «Нам уже не терпится начать работу…»

    «Так хочется поскорее увидеть…»

    Демонстрация ребенку готовых изделий - образцов, их использование в быту.

    Выстраивание перспективы деятельности ребенка, корректировка учебной программы с учетом разновозрастного (10-15 лет) и разноуровнего состава детей Индивидуальный подход к ребенку является одним из важнейших условием творческого развития ребенка, развития его творческих активности. Одинаковых детей нет, даже в одной семье дети совершенно разные, поэтому и подходить к ним следует по - разному. Одни  воспитанники спокойные и уравновешенные, за что ни берутся, всё делают серьёзно и качественно, другие – подвижные и легко возбудимые, с неустойчивым вниманием, быстро переключаются с одного действия на другое.  Таким детям чаще уделяем внимание, стараемся вовремя заметить  возникшие проблемы и помогаем их решить.

    Составление технологических карт изготовления изделий совместно с ребенком. Инструктаж с опорой на культурные достижения народа. 

     Составление плана работы объединения, выбор форм.

    Осознание ребенком себя как члена большой мастерской. Определение перспективы самореализации в индивидуальной и совместной деятельности. 

    Скрытая помощь ребенку педагогом и детьми- «коллегами по цеху», одобрение, доверие, поощрение индивидуальной исключительности, перенос внимания с целого на детали «изюминка» в каждой работе детей.

    Укрепление уверенности ребенка в себе, в своих силах и возможностях, развитие умения сопереживания и сочувствовать другому. 

    Педагогическая оценка деятельности ребенка: интонация, пластика, мимика, совет, намек, условное требование в игровой форме. Постоянное усложнение и повышение требовательности в ходе совместной деятельности. Перенос внимания ребенка на социально значимый результат.

    Создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания ребенка. Укрепление веры в успешное завершение дела, нацеливание ребенка на желание творить Развитие творческой активности, искать новое, создавать необычные творческие работы, самовыражаться в них, использовать новые изобразительные материалы и техники. Развитие коммуникативных и организаторских способностей ребенка.

    9. Организация и проведение общего дела. Ярмарка народных умельцев, Город мастеров, выставки открытые занятия. Программы для двух и более объединений…

    Самоопределение ребенка в выборе роли в общем деле, (генератор идей, мастер, активный участник, активный зритель, демонстратор…) в целях наивысшей самореализации в достижении успеха.

    10.Анализ и оценка результатов воспитательной деятельности. Подведение итогов с детьми, анкетирование, тестирование, выдача сертификатов и наград, фотографирование авторов лучших работ, благодарственные письма родителям.

    Закрепление позитивных качеств ребенка, нацеленность на дальнейшее занятие полюбившемся делом, обучение других.

    На своих занятиях стараемся научить воспитанников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Знания учащимся даются в готовом виде только на этапе знакомства с элементами вышивки или декора. Составлением композиций воспитанники сами анализируют из каких элементов состоит вышивка, что необходимо для оформления композиции, составляют план работы. Таким образом учатся самостоятельно рассуждать, создавать и решать возникшие вопросы, роль руководителя консультативная.

    творчество становится смыслом жизни и способом самовыражения, творческий подход формирует лучшие качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, терпимость к критике, в процессе выполнения творческого задания (изделия) гармонично сочетается умственный и физический труд.

    Нередко дети сомневаются в том, что их работы вызовут интерес у других. Поэтому, если изделие получилось удачное, его выставляем на конкурс декоративно – прикладного творчества. Участие в различных выставках повышает уверенность детей в себе, стимулирует их творчество.

    Творческие работы детей часто просты и незамысловаты, где-то не очень аккуратны и наивны с точки зрения взрослых. Но субъективная ценность этой работы очень велика. Поэтому педагогу и родителям необходимо уважать труд ребенка, бережно к нему относиться и обязательно хвалить за вложенный труд и творческий подход к своей работе.

    Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер человека.

     

    Обучение в деятельности - это необходимое условие в развитии творческой активности, когда ребенок сам определяет, что ему делать и как, а педагог только помогает выбрать правильный путь решения поставленных перед ним задач.

    Это помогает вырабатывать в ребенке художественный вкус, свое видение действительности, свой стиль, манеры изготовления картин. Самое главное - научить ребенка видеть мир в красоте и неповторимости и переносить свой нестандартный взгляд на свои работы. Строим  работу ориентируясь на интересы каждого ребенка, стараюсь разбудить в них желание быть самобытным.

    Особое внимание уделяю одаренным детям. На данном этапе у меня большой объем индивидуальной работы с каждым. Стараюсь уйти от «уравниловки»- к строго индивидуальному или индивидуально-групповому подходу.  

     Самым успешным учащимся помогаю организовать персональные выставки и провести мастер - класс. На протяжении последних трех лет были организованы четыре персональные выставки, учащихся на которых ребята делились своим мастерством.

    Важно, чтобы занятия порождали воодушевление и творческую активность учеников.

    Создание ситуации успеха помогает ученику поверить в свои силы. Главное, уловить в детских глазах искорку интереса и понимания, творчества и разжечь её до яркой звезды.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Категория: Мои файлы | Добавил: Софа
    Просмотров: 1921 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz